19 октября, 2015

Актуальность и научный взгляд на проект "Handimals"

Нетрадиционная  техника пальчиковых игр    «Handimals» как здоровьеформирующая технология.

   Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе.   Физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение неразрывно связаны с гармоничной последовательной организацией нервной системы. Ее чувствительных двигательных центров.  
     Таким образом, дошкольное образование должно быть направленно в равной степени  и на телесное (физическое) и на нервно-психическое развитие ребенка.


        Цель проекта:
  • Реализация  первичных движений-рефлексов на основе сенсомоторных координаций;
  • Повышение эффективности двигательных программ,  принятых для реализации в ДОО.
        Координация речи и процесс письма является «одной из вершин» системы эволюции организма, мозга человека, в ней интегрированы сложнейшие сенсомоторные и психомоторные процессы.
      Основные сенсомоторные координации являются базовыми развивающими техниками. Подсистема зрительно-моторной  координации должна являться основой формирования письма у ребенка, подсистема слухомоторной координации – основой при подготовке  к программам развития устной речи  и подсистема «ритма движений» - основой формирования ритма речи и письма. 
      Разработка системы пальчиковых игр «Handimals»  призвана содействовать развитию ребенка через реализацию сенсомоторных процессов и первичных движений-рефлексов. Рефлекс хватательный, избегания, Моро, ладонный. Это первичные движения-рефлексы, являющиеся начальным этапом формирования движений у детей. 
      В возрасте  5-6 лет у большинства детей, к сожалению, эти рефлексы парциально сохраняются, хотя должны были исчезнуть в возрасте 2-3 месяцев. Связанно это с глобальной урбанизацией, отдалением человека от природы, «облегченными»  условиями окружающей среды. Не надо прилагать усилий во время движения, ровные поверхности дорог и тротуаров, лифты, транспорт, отсутствие необходимости ребенка карабкаться вверх. Все эти блага цивилизации одновременно приносят колоссальный вред. Если первичные движения-рефлексы сохраняются у детей старше 6-12 месяцев, то они характеризуют наличие неврологических дисфункций и в дальнейшем могут вызывать нарушение зрения, слухового восприятия и слуховой интеграции, развитие и поддержание фобий, процессов становления социального и индивидуального поведения.
      Развитие ребенка определяется зрелостью нервной системы. Этапы созревания мозга проходят в определенной последовательности и должны быть правильно завершены. Если рефлекс «избегания», который появляется еще во внутреутробном периоде жизни, не будет отработан у ребенка, возможно, останутся неадекватные реакции на прикосновения, неуверенность при тактильном обследовании предметов.
      С целью снятия подобных состояний и была выбрана проектная форма пальчиковых игр.  В момент раскрашивания руки стимулируются тактильные рецепторы, идет активизация многих анализаторных систем, постепенно переводя количество прикосновений в качество привыкания. 
       В результате пальчиковые тренинги « Handimals»  наряду с  решением  задач реализации первичных движений-рефлексов,  оказываются эффективными  в период подготовки детей к школе. 
       Проиллюстрировать сказанное можно  таким  примером.
       Пальчиковая игра  «Черепашка»  направлена на развитие больших пальцев рук.  Отведение  большого пальца необходимо, чтобы уменьшить тенденцию сжимать кисть в кулачок, так как впоследствии это может привести к слишком сильному сжатию ручки или карандаша при письме и рисовании. Но все эти задачи знаем мы – взрослые, для ребенка такая подача материала, является лишь увлекательной игрой. Именно увлеченность образом, процессом «вживания» в персонаж,  дает быстрые результаты.
          Работа с пальчиковыми играми « Handimals»  подчинена таким дидактическим принципам, как последовательность (от простого к сложному), систематичность, возможность интеграции в различные области при организации всех видов детской деятельности. И в первую очередь с учетом  ведущей деятельности дошкольника - игры.
       Эффективность техники пальчиковых игр «Handimals» зависит напрямую от количества времени, посвященного этому занятию, разнообразию вариантов проведения пальчиковых гимнастик. От сложности выбранного варианта зависит возраст детей, учитывается степень усидчивости. Более сложные сюжеты можно разыгрывать с детьми старшего возраста, малыши получают первое знакомство с « Handimals».  
       Овладев техникой показа различных образов, можно говорить об объединении их в единый сюжет,  возможности проведения кукольных спектаклей «Handimals».


Распечатать страницу

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

_..